АвторСообщение
Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.07.10 15:47. Заголовок: Всякая всячина


Полезные сведения:
29 мая 1453 года (день взятия города) соответствовал 20 день джумаада ль-ууля (джумаада I) 857 года Хиджры.
Пасха в 1453 году пришлась на 02 апреля. Она еще единая, мир еще живет по старому, юлианскому календарю.
Май месяц был теплый и солнечный, дождей было мало, так что дороги в прекрасном состоянии.


======================
Заранее прошу извинения, многие слова и понятия брал из современного языка и транскрибция довольно условная.
Воинские звания и некоторые должности можно посмотреть здесь.

Личные обращения:
Открыть

Ну и, чтоб не забыть.
Бесмеле (арабск. басмала) - общепринятое пожелания счастья Бисмиллахиррахьманиррахим («В честь Всемилостивого Бога»). Бесмеле находится в начале всех сур Корана (кроме девятой).


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]


Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.07.10 16:23. Заголовок: Еще понятия: Аиле -..


Еще понятия:

Аиле - «семья». Выражения аиле чай бахчеси (чайный сад), аиле салону (ресторан), аиле пансьёну (гостиница) обозначают предназначенные для семей и женщин места в названных общественных учреждениях. Мужчинам без сопровождения женщин сюда вход закрыт.

Айып - «позор». Часто употребляемое выражение, которое обличает аморальное поведение.

Аптес - ритуальное омовение (в основном перед молитвой), которое имеет целью религиозную, моральную, а также гигиеническую «чистоту». Кто им пренебрегает (аптессиз), слывет морально «нечистым».

Башлык - 1. общее называние головного убора (башортю означает головной платок); 2. в традиционной сельской жизни - выкуп, выплачиваемый за невесту ее семье женихом.

Зина - (арабск.-турецк): «измена». В первоначальном смысле зина означает не только измену, но и любые внебрачные и запрещенные сексуальные отношения (например, добрачную половую жизнь или половую связь днем во время поста или религиозного праздника). Измена является существенной угрозой, оскорблением чести (намус); возмездие за нее в традиционном обществе может дойти до убийства оскорбителя.

Намахрам (арабск.-турецк.) - в отличие от махрама это открытая среда, «внешнее», что можно показывать посторонним людям (внешнее пространство традиционного патриархального мира).

Намус - «честь». Центральное понятие в системе ценностей традиционного турецкого аграрного общества. Намус - это неизменная ценность, которую необходимо защищать, намус ограждает пространство семьи и особенно женскую сферу от посторонних посягательств (ср. харам, махрам). Оба пола имеют намус, причем мужская честь связана с неприкосновенностью и порядочностью женщин его семьи. Честь женщин состоит в их непорочности. Потеря чести непоправима и является позором, так что защита чести - прежде всего в областях с традиционным укладом жизни часто давала повод для вражды и драк, а в некоторых случаях даже приводила к смерти оскорбителя.

Женщина, утратившая честь, называется ороспу.

Кысмет (арабск.: кисма): «судьба», «случай», «жребий». Основное понятие в восточной вере в судьбу (фатализм).

Махрам (арабск.-турецк.): «тайное», «запрещенное», «интимное». Религиозно-морально-сексуальная скрытая часть жизни человека (сравни: харам, гарем). В обыденном смысле это семейная, предназначенная для двоих зона, которая в отличие от общественной внешней среды защищается и прячется от посторонних глаз.

Михраб - находящаяся в мечети молитвенная ниша, часто искусно декорированная, которая указывает направление молитв (кибла) - в сторону Мекки.

Селямлык - мужские комнаты (в широком смысле это внешние зоны, места, посещаемые мужчинами) в традиционном доме.

==================================
Люди Писания, люди договора - общее название всех приверженцев аврамических религий (христиане, иудеи, собеиты, зорастрийцы) в исламе. Не считаются язычниками и не могут подвергаться преследованиям за свою веру.
Мельхиты, мелькиты - отдельное наименование для православных христиан, особенно - этнических арабов. Существует поверие (которое подтверждают в том числе и современные наблюдатели), что без присутствия мелькитов не происходит сождения Небесного огня.

Зимми́ , Дхимми (собирательно "ахль аль-зи́мма", буквально «люди договора», тур. zimmi) — собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на территории государств, созданных мусульманами и живущих по законам шариата. Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и подлежали уплате дани (джизья), но освобождались от уплаты закята, предназначенного для мусульман.

Сакалиба (также саклаб, сиклаб, саклаби, в арабо-исламской литературе صقالبة, в романских языках и на латинице ед. ч. Siqlabi, мн. ч. Saqaliba) — вначале этим термином в арабских источниках обозначалось славянское население Восточной Европы, позднее бывшие воины (дезертиры) славянских (в основном болгарских) контингентов византийской армии, перешедшие в ходе боев в Малой Азии XI-XIII на сторону мусульман.
Впоследствии термином сакалиба именовались славянские невольники, вывозимые в исламские страны.

Райя́ты, райя (тур. râya, [р'а:я]) — первоначально (исторически) обозначение всех подданных в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока; позднее — податное сословие (крестьяне и горожане).
В Османской империи — особое сословие с низким социальным статусом, подлежавшее высокому налогообложению в противовес более престижным социальной группе аскери — военных и правителей.
В ранней Османской империи райя — христианские и мусульманские крестьяне и представители низших слоёв общества не подлежали набору в рекруты, то есть воинской повинности, так как в армии служили только представители профессиональной касты военных, но с конца XVI века начинают привлекаться и они, что вызвало некоторое недовольство у правящего класса.


Дхикр (ар. воспоминание), в совр. русскоязычной литературе — зикр — в суфизме повторение имени Аллаха вслух или про себя по особой формуле, сопровождаемое особым дыханием и ритмичными телодвижениями. Формула дхикра обычно состоит из семи имен Аллаха. В суфийских братствах существует две традиции: а) индивид., личной, отправляемой уединенно — громко, шепотом или мысленно; б) коллективной, отправляемой громко, вслух на совместной молитве.

Хутба (ар. речь) — проповедь во время полуденной пятничной молитвы с восхвалением правителя.

Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.10 14:43. Заголовок: Для справки - назван..


Для справки - названия основных предмтов одежды турок.

Все знают, что такое Тюрбан или чалма (по арабски имама) - в Европе эти два слова часто используют как синонимы. Не будем углубляться, просто добавим несколько слов.
Чалма бывает парадная - чаще белая - и повседневная, домашняя. Зеленую могли носить хаджи, то есть посетившие Мекку, черная была прерогативой прямых потомков Моххамеда (0_о).

Тюрбан мог быть огромным и многослойным, а мог быть совсем маленьким (это зависело от статуса его обладателя); основой его была войлочная или бархатная шапочка - тарбуш (у некоторых народов тюбетейка), которая считалась личным оберегом. Знатные люди, например, султаны, жертвовавшие ткань на убранство помещений Мекки или самой Каабы, всегда старались получить эту "напитавшуюся святостью" ткань обратно, чтоб использовать в качестве основы для головного убора.
Понятия "феска" в 15 веке еще нет.

Как и всякая многослойная вещь из ткани, тюрбан обладал хорошими амортизирующими свойствами, поэтому даже с наступлением эры огнестрельного оружия исламские воины не стремились менять свои головные уборы на шлемы.
Впрочем, существовал тюрбанный шлем, в котором роль основы выполнял знакомый нам всем конический шлем с "козырьком".



Кроме этого замысловатого головного убора, была еще шапка кавук (на на картинке); поверх которой также наматывался кусок ткани.


Брюки, которые мы все нынче привыкли называть словом зуавы, в турецком языке имеют название чакшир (чакширы). Сейчас это слово выдается поисковиками только в значении гусарских брюк, но гусары заимствовали эту одежду, очень удобную при посанке на лошадь из-за отсутствия... шва в паху.

Нижняя рубака у турок называется пирахан, далее следуют кафтаны (елек), от одного до трех в особо торжественных случаях: простой елек с длинными узкими рукавами, плотно обнимающими запястье и чаще всего подпоясанный; елек без рукавов (или с короткими рукавами), который напоминает нашу современную плащ-палатку; елек для торжественных случаев.
Иногда добавлялась еще одна накидка.

Прежде чем крутить пальцем у виска, спросите себя: не забыли ли вы поговорку: "по платью встречают..."? Для людей того времени богатство одежды было прямым показателем их статуса. Посмотрите на тюрбан султана Сулеймана. Какая шея, какая физическая подготовка требовалась для ношения такой конструкции!
Длина одежды должна быть обязательно ниже колен, но ни в коем случае не достигать лодыжек. Ибо Аллах не велел. Так-то.




Женский костюм включал: шаровары, гюмлек (нижнее платье), хирка (жилетка), елек с длинным рукавом, елек с коротким рукавом, церемониальный кафтан или елек без рукавов, головной убор (разные варианты), обувь, верхнее одеяние для выхода на улицу (ferace).



Для интересующихся

Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 20:42. Заголовок: Итак, что же входит ..


Итак, что же входит в адабы, соблюдаемые до приема пищи? Прежде всего, следует отметить, что пища мусульманина должна быть дозволенной, то есть халяль. Мусульмане, например, не едят свинину, мертвечину, кровь, не употребляют спиртное. Поэтому на столе не должно быть ничего недозволенного. Кроме того, и та пища, которая дозволена мусульманам, должна быть добыта дозволенными методами. То есть, она не должна быть отнятой у другого человека или украденной.

Перед едой мусульмане моют руки трижды и не вытирают их. Затем мусульмане делают ният, то есть имеют намерения принять пищу, чтобы она дала ему силы для служения Всевышнему Аллаху, для Его восхваления, чтобы Он построил свою жизнь в соответствии с Исламом. Обратите внимание на то, что утолить голод, получить удовольствие от приема пищи в намерение мусульманина не входит. В одном из хадисов, то есть изречений пророка Мухаммеда говорится, что все деяния оцениваются по намерениям. И, когда мусульманин приступает к приему пищи с намерением восстановить силы для богослужения, даже прием пищи ему записывается как богослужение.
Мусульмане не выражают недовольство пищей, не критикуют ее, а едят то, что им нравится и оставляют то, чего не хотят есть. Именно так поступал наш Пророк.

Следующий адаб, соблюдаемый мусульманами до приема пищи - это совместная еда, т. е. к еде приступают всей семьей, всем коллективом; гости, соседи, родственники - все, кто в это время окажется рядом. Наш Пророк никогда не ел сам один. Он говорил: “Ешьте вместе, в этом для вас кроется баракат”. Еще Пророк сказал: “Любимая для Аллаха пища - это та, вокруг которой много рук”.

Приступая к еде, мусульмане, прежде всего произносят: “Бисмиллах ррахмани ррахим“, что означает, начинаю во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Если в начале еды кто-то забыл произнести “Бисмиллах”, то, как только вспомнит об этом следует сказать: “Бисмиллагхи фи аввалихи ва ахиригьи”, что означает “начало еды и ее конец - во имя Аллаха”. Хозяину дома желательно в начале еды “Бисмилла" произнести вслух, чтобы и другие вспомнили об этом. После “Бисмиллах” читается следующая дуа: “Аллахумма барик лана фигьи ва атгимна хайран минху”. Это означает “О Аллах, сделай это (то есть еду) благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого”.

Брать со стола еду и есть следует только правой рукой (желательно тремя пальцами - большим, указательным и средним). Пророк запрещал есть левой рукой. Но левую руку можно использовать для помощи , например, придержать что-либо. Мы знаем, что западная культура предусматривает, чтобы, при еде, в правой руке держали нож, а в левой - вилку. Таким образом, люди, в основном, едят левой рукой. Мусульманам нельзя подражать этой культуре, ибо наша религия запрещает, как подражание иноверцам, так и есть левой рукой.

Мусульмане начинают еду со щепотки соли, как это делал наш Пророк, затем приступают непосредственно к трапезе. В первую очередь едят фрукты, если они есть.

Со стола берут то, что лежит ближе к себе, не протягивая руки далеко. Однажды Пророк сказал мальчику, который ел рядом с ним: “О сынок, произноси “Бисмиллах”, ешь правой рукой и бери то, что находится перед тобой”. Есть следует сидя на полу. Пророк при употреблении пищи сидел на колене левой ноги, правая нога стояла на стопе, согнутая в колене так, что бедро ее прижималось к животу, и он говорил: “Поистине, я раб Всевышнего, и ем я как раб и служу (Ему), как раб”.

В отличие от западной культуры, где во время еды принято молчать, следуя принципу: “когда я ем, я глух и нем”, в исламской этике, наоборот, есть следует не торопясь, беседуя между собой. Но разговаривать следует только проглотив то, что во рту. Нужно отметить, что мусульмане не дуют на еду, следуя хадису Пророка, который сказал: “Когда вы дуете на еду, вы лишаете её бараката”. Если еда горячая, то ждут, пока она остынет, или охлаждают её другим способом, но не дуют на неё. Мусульмане не переедают. Пророк Муххамад сказал: “Самое неприятное для Аллаха - это желудок, наполненный дозволенной пищей”. Понятно, каково будет, если желудок будет переполнен недозволенной (харам) пищей. Религия уделяет очень большое внимание, чтобы мы - мусульмане, ели только дозволенное (халяль), одевали только халяль, и вообще пользовались только халяль имуществом, ибо это является условием принятия наших молитв и нашего богослужения в целом. Заканчивают трапезу также щепоткой соли.

Теперь расскажем об адабах, соблюдаемых мусульманами по окончанию трапезы. Пророк сказал: “Если вы поели, то облизывайте пальцы прежде, чем их вытереть”. Поэтому по окончании трапезы следует облизать пальцы и очистить их таким образом от остатков пищи. Наша религия запрещает небрежное отношение к еде, даже если ее немного. Поэтому и в тарелке нельзя оставлять остатки еды. Если что-либо из еды упало, то следует его поднять, почистить и сесть или отдать животным.

По окончании трапезы следует поблагодарить Всевышнего Аллаха, давшего нам пропитание, произнося “Альхамдулиллах”, читать: “Алхамдулиллагьи ллязи атгамани хаза, ва разакъанихи, мин хайри хавлин минни ва ла къуватин” Это означает: “Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я не обладаю ни силой, ни мощью”.

В завершение мусульмане поласкают рот, моют руки и вытирают их полотенцем. Вот и все об адабах приема пищи.


Спасибо: 1 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.10 21:45. Заголовок: Стефан Цвейг, из кни..


Стефан Цвейг, из книги "Жизнь Марии Стюарт" - М., "Художественная литература", 1991. Пер. с нем. - Р.Гальперина.

Искусственная, фальшивая натяжка - приписывать ей задним числом некое национально-патриотическое чувство, открытое веками позднее. Князьям
пятнадцатого, шестнадцатого веков - всем, не исключая ее великой антагонистки Елизаветы, - дела нет до их народов, а лишь до своей личной власти. Империи перекраиваются, как платья, государства создаются войнами и браками, а не пробуждением национального самосознания.
... неумное честолюбие рассматривает государство всего лишь как трамплин для более высокой цели.


Спасибо: 0 
Профиль
Озгур

Возраст: 17 лет
сын принца Орхана

Око—за око, и зуб—за зуб,
и за раны — отмщение






Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.10 09:49. Заголовок: Для Махмуд-паши и Ас..


Для Махмуд-паши и Асеня, информация к размышлению.


 цитата:
Патриарший дворец представлял собой комплекс зданий, включавший как резиденцию патриарха, так и его канцелярию. Располагался недалеко от храма св. Софии

(Жанен. 1950, 174; 372-373; Фогт. 1940, 86-88

Спасибо: 0 
Профиль
Андреа Торнато

Возраст: 21 год
ищущий спасения

Est Deus in nobis





Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.10 21:32. Заголовок: Образец фирмана: ht..


Образец фирмана:

<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
Профиль
Анна Варда

Возраст: 17 лет
лилия долин

Кто ставит сеть, сам будет уловлен ею...





Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.10 20:50. Заголовок: Как говорится, лучше..


Как говорится, лучше один раз увидеть, чем семь раз описания прочитать.


Византия, Соломко Сергей Сергеевич (1867-1928)

Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.11 19:25. Заголовок: Не знал, а интересно..


Не знал, а интересно.

Оттоманская порта (от фр. porte, итал. porta — дверь, врата) именовалась так по названию широких ворот, ведущих во двор великого визиря (тур. Bâb-ı Âli, Баб-ы Али).
Визи́рь (также вазир, везер, везир, визир) — титул министров и высших сановников во многих мусульманских государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. Слово «визирь» происходит от пехлевийского - vih'r (арбитр/тот кто решает).
В Османской империи великий, или верховный, Везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял правительство (Порту) и государственный совет (Диван); обнародовал указы султана (ферманы), издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры. Название применимо с XV века (начала величия Османской империи).

Кстати, Халиль-паша был последним представителем "благородных домов" империи, занимавшим этот пост (и, как известно, противником взятия Константинополя, которое он называл плодом «помутнением сознания опьянённого юноши»). После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».


Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 20:44. Заголовок: Стащено из Вики, но ..


Стащено из Вики, но все же...

Питание в Византии было достаточно разнообразным. Употребляли дичь, особенно куропаток, домашнюю птицу, разные сорта мяса, рыбы. Основным продуктом считался хлеб. Его называли «хлеб жизни». Выпекали хлеб из пшеничной и ячменной муки.

Фрукты ели свежими, сушёными и варёными. Из овощных культур употребляли капусту, огурцы, маслины (их мариновали), зелень. Из сладостей были известны пирожные из муки и мёда, которые выпекались в форме колец. Из молока делали сыры и масло.

Вино в Византии делили на золотистое, чёрное и белое; сладкое и кислое; лёгкое и крепкое. Кроме винограда, вино изготавливали из яблок, груш, кизила, гранатов. Из чёрных вин наиболее популярным стало виноградное крепкое, из белых — средней крепости, из сладких — красное вино из граната. Прежде чем отведать вина, его наливали в прозрачные бокалы и долго любовались им. В вине ценили как тонкий букет, так и красивый цвет. Аристократы отдавали предпочтение палестинскому ароматному вину и киликийскому мускату.

Из напитков ценили также смесь яблочного сока, воды и мёда. От варваров переняли навыки приготовления алкогольных напитков из полбы, овса и проса. Все вина и другие напитки они разбавляли водой и добавляли в них пряности. Вино настаивали на лавровых ягодах, укропе, петрушке и других растениях.



Приёмов пищи в Византии было всего два: аристон и дейпнон.
Аристон проходил около полудня, ели хлеб, рыбу, мясо, овощи. Вечером, во время дейпнона, — птицу, дичь, яйца и фрукты.
И никакого вам "не есть после шести".

Перед началом пира гостей и стол всегда опрыскивали благовониями. Во время пира повар строго следил за тем, как подавали блюда. Самыми изысканными кушаньями императорского пира были фазаны и пулярки, зажаренные на углях и начинённые рыбой. Деликатесом считалась также зайчатина. Пищу приправляли соусами, в состав которых входили сложные сочетания ароматических индийских трав. Застолья проходили очень пышно. Едоков развлекали флейтисты, мимы, танцовщицы.


Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.11 20:53. Заголовок: Немножко о деньгах (..


Немножко о деньгах (к слову пришлось)

На развитие товарно-денежных отношений и банковского дела в Европе огромное влияние оказала средневековая Италия. Долгое время она оставалась наиболее развитым и богатым регионом Запада. Ещё в XII в. генуэзские, пизанские и флорентийские банкиры снабжали деньгами рыцарей, отправлявшихся в Крестовые походы. Итальянские города-государства были республиками, правда, не бюргерскими, как Ганзейский союз, а олигархическими. Вся власть в них принадлежала торговой аристократии — небольшому числу семейств, обладавших огромными богатствами.

С начала IX столетия в Италии, как и во всей империи Карла Великого, имел хождение так называемый каролингский денарий, или денаро. Право на его чеканку было у семи городов: Вероны, Лукки, Венеции, Милана, Падуи, Флоренции и Рима. Позже часть монетных дворов была закрыта из-за порчи монет и выпуска «биллонного» серебра. К XII в. денаро постепенно выходит из употребления, начинается выпуск собственно итальянских монет — гроссо (от этого слова и произошёл русский грош). Император Священной Римской империи, в состав которой входили итальянские земли, Генрих VI (1190—1197 гг.) чеканил в Милане сольдо (итальянский шиллинг) из серебра весом без малого 1,5 г. Во времена позднего Средневековья и Ренессанса Флоренция превратилась в один из самых блестящих городов мира. Формально республика, Флоренция фактически стала монархией, ибо во главе её в течение нескольких веков (1434—1737 гг.) находился род Медичи. К XIV в. в городе насчитывалось 200 мастерских с 30 тыс. работников, обрабатывавших шерсть и выделывавших сукна. Флорентийцы покупали английскую пряжу, красители из Африки и с Востока, а ткани продавали на европейском рынке. Богатейшие флорентийские банкиры Строцци, Альберти финансировали соседних монархов. Банк Перуцци имел 16 отделений за границей — от Англии до Испании.

Крупнейшим частным банком в XV в. стал банк Медичи. Несколько столетий эта семья возглавляла целую финансовую империю и её члены являлись банкирами римских пап. Именно Флоренция выпустила первую массовую золотую монету, снискавшую признание в Европе. Произошло это в 1252 г., когда на смену обесценившемуся денаро пришёл флорин. С одной его стороны была изображена лилия, с другой — святой Иоанн Креститель, покровитель Флоренции. Монета содержала 3,5 г золота. Сначала она называлась fiorino d’oro — «флорентийский золотой». Для её чеканки было использовано золото, добытое в копях Северной Африки, с которой флорентийцы вели выгодную торговлю. Власти строжайше следили за качеством выпускаемых монет, так что среди торговцев и менял Италии даже сложилась поговорка: «Сан-Джованни не мошенничает». Имелись в виду чистота и полновесность флоринов.

Если Флоренция была банковским и ремесленным центром Италии, то первенство в торговых операциях принадлежало двум приморским республикам — Генуе и Венеции. Из них более сильной и богатой долгое время считалась Венеция. Это была аристократическая республика, где власть верховного правителя -
пожизненно назначаемого дожа — ограничивалась Сеньорией (коллегией представителей знати) и советом. Венеции удалось стать монополистом в торговле с Левантом и контролировать путь пряностей, шедший из Южной Азии в Средиземноморье и Европу. С Востока венецианские купцы ввозили предметы роскоши, шафран, перец, соль, красители, лекарства, ароматические вещества, драгоценную древесину, сирийский хлопок, зерно и вина. Экспортировали металлы, сукна, янтарь. Благодаря несметным богатствам, накопленным в ходе торговли, Венеция без войны сумела подчинить себе близлежащие города Падую, Верону, Бергамо.

Долгое время Венеция, специализировавшаяся на торговле с Востоком, не испытывала острой нужды в собственных золотых деньгах и пользовалась византийским безантом. Мелкие монеты, выпускаемые в Венеции с 1170 по 1260 г., назывались денаретто. Лишь в 1284 г. из золота, добывавшегося на венгерских рудниках, дож Джованни Дандоло повелел отчеканить венецианский золотой цехин (от ит. zесса— «монетный двор»). Существует мнение, что первые цехины появились существенно раньше — в 1203 г., но не получили широкого хождения. Весил цехин 3,5 г и был фактически копией флорина. На нём изображали коленопреклонённого Джованни Дандоло перед покровителем города — святым Марком.

Монета стремительно распространилась сначала в Средиземном море, а затем и по всей Европе, составив конкуренцию флорину. И вскоре получила неофициальное название «дукат» (от лат. duca —«дож», «герцог», «предводитель»). Позже оно было узаконено. Употреблялись оба названия, что породило заблуждение, будто это две разные монеты. В последние годы XVI в. монетный двор чеканил примерно 2 млн. дукатов в год. А общая денежная масса, находившаяся в обращении, составляла 40 млн. дукатов. С XV в. по отношению к дукату определяли курс монет других европейских стран: он стал наиболее твёрдой единицей обмена.

Наконец, третьей финансовой державой Италии была Генуя. Её политическое устройство почти совпадало с венецианским. Однако здесь дож мог чувствовать себя более самостоятельным владыкой, считаясь лишь с четырьмя знатными семействами: Дориа, Фиески, Гримальди и Спинола. В Италии генуэзцы присоединили Лигурию и Корсику, а также владели колониями на берегах Средиземного и Чёрного морей. Наиболее предприимчивые выходцы из Генуи уже в начале XIV в. достигли Китая, где возникли целые общины генуэзских купцов. С 1277 г. генуэзские мореходы начали плавания во Фландрию через Гибралтар. Братья
Вивальди занялись в 1291 г. поисками прямого пути в Индию через Атлантику. Благодаря хорошим отношениям с Золотой Ордой генуэзцы обзавелись самым настоящим флотом на Каспийском море и несколькими портами, активно промышляя как торговлей, так и пиратством. Они проникали в Самарканд, сумев договориться даже с грозным Тамерланом.

С 1102 г. в Генуе появились в обращении «чёрные» падуанские денарии, или бруни, из серебра весом около 1 г. Но лишь через полтора века, в 1252 г., одновременно с флорентийцами генуэзцы выпустили свою золотую монету, названную по аналогии с флорином genovino d’oro. Генуэзский золотой дженовино чеканился, как и флорин, из североафриканского золота. На монетах изображался святой Георгий — покровитель города.

В XIV в. выпуском монеты стали заниматься не власти республики, а Банк Святого Георгия. Это могущественное акционерное общество кроме чеканки денег обладало правом сбора налогов во владениях республики и контроля за генуэзскими таможнями, а также монополией на добычу соли. Название «дженовино» не привилось, и вскоре монету стали именовать генуэзским дукатом или просто дукатом.
(с)



И серафимов гулкое рыданье
Не потревожит темных позолот...
Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.11 21:23. Заголовок: Не могу не вывесить,..


Не могу не вывесить, просто красиво. Посуда по периоду.



<\/u><\/a> <\/u><\/a>





И серафимов гулкое рыданье
Не потревожит темных позолот...
Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.11 10:55. Заголовок: Для справки: Цены н..


Для справки:

Цены на рабов на рынке Каира в XIV в.
За татарина давали от 130 до 140 дукатов,
за черкеса – 110-120,
за грека – 90,
за албанца, серба или другого раба славянского происхождения – 70-80 дукатов.

Наибольший спрос был на детей от б до 12 лет и на молодых людей. Предавали, главным образом, рабов мужского пола.

Оффтоп: Помнится, я считал инфляцию в Османской империи, и получилось, в среднем, повышение цен в 2 раза за эти 100 лет, т.е. за раба-грека цена начиналась от 150 дукатов. Но еще поищу, конечно.
В любом случае, на фоне исчислявшихся тысячами дукатов выкупов за знатных латинцев - копейки.


Кстати, мусульманину запрещается обращать в рабство другого мусульманина; дети, рожденные от отца-муслима и рабыни любого вероисповедания, автоматически получают свободу.

При Мехмеде II государством была монополизирована торговля солью, мылом, свечным воском. На остальные товары широкого потребления постановлениями канун-наме (начиная с XIVв.) вводилась строгая регламентация цен. В соответствующих дефтерах фиксировались специальные поставки тех или иных продуктов, льготными налогами ограничивалась сфера торговли (например, за каждые две овцы, доставленные извне, взималось по 1 акче; если же овцы сдавались местному мясоторговцу и шли на убой, то по 1 акче взималось с четырех овец и т. п.). Кадии и их помощники мухтесибы устанавливали цены почти на все продукты питания и товары широкого потребления (нарх). При этом учитывались сезон, транспортные расходы и даже возможная прибыль торговца, которая не должна была превышать 10%. Лишь в «ремесле, которое очень трудно, 10 [акче] пусть станут 12», т. с. разрешалась прибыль до 20%. Подобные нормативы устанавливались на длительные сроки, на десятилетия, а на ряд товаров поддерживались почти столетие.



И серафимов гулкое рыданье
Не потревожит темных позолот...
Спасибо: 0 
Профиль
1453
летописец




Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.07.11 00:52. Заголовок: Надергал всякой всяч..


Надергал всякой всячины их примечаний к разным авторам.

- Леонард Хиосский упрекает греков в том, что во время штурма многие из них зарывали крупные денежные суммы в садах и подвалах своих домов. Также он говорит, что скаредность греков была одним из грехов, за которые Константинополь постигла кара;

- Согласно Тетальди, население города составляло 30 тыс. человек; неясно, включил ли он сюда женщин. Если исходить из того, что в эту цифру не включены женщины, старики, дети и духовенство, тогда число 5 тыс. способных носить оружие согласуется с общей цифрой населения от 40 тыс. до 50 тыс. человек. Некоторые монахи, взявшиеся позднее за оружие, в список Франдзиса, вероятно, не вошли. Критовул (Кrit., с. 76) говорит, что при захвате города около 4 тыс. жителей было убито, а остальные (более 50 тыс.) взяты в плен. Цифры Критовула, как к большинства средневековых авторов, почти всегда завышены.
В сообщении францисканского монаха говорится о 3 тыс. убитых (RIS, XVIII, стб. 701—702);

- Согласно Барбаро (с. 21—22), в турецком флоте было 12 галер и от 70 до 80 больших лодок; Тетальди (стб. 1820—1821) — от 16 до 18 галер и от 60 до 80 больших лодок; Леонарду (Leon. 2, стб. 930) — 6 трирем и 10 бирем, всего же 250 судов; Франдзису (с. 237) — 30 крупных и 330 малых судов, хотя на с. 239—240 он приводит общую цифру в 480 судов; Дукасу (XXXVIII, с. 333) — всего 300 судов; Халкокондиласу (Lаоn., с. 384) — 30 трирем и 200 судов меньшего размера; Критовулу (Кгit., с. 37—38) — всего 350 судов, не считая грузовых; Критовул подчеркивает личный интерес Мехмеда II к флоту.

- Из христианских источников Дукас (XXXVIII, с. 336) общее число турецких солдат оценивает более чем в 400 тыс.; Халкокондилас (Laon., с. 383) — 400 тыс.; Критовул (Кгit., с. 38) — 300 тыс., без находившихся в обозе; Франдзис (с. 240) — 262 тыс.; Леонард (Leon. 2, стб. 297) — 300 тыс., включая 15 тыс. янычар; Тетальди (стб. 1820) — 200 тыс., включая 60 тыс. находившихся в обозе; Барбаро (с. 18) — 160 тыс. Турецкие авторы называют цифру 80 тыс. (Khairullah Effendi, с. 61—63. См.: Mordt. 4, с. 39). Ф. Бабингер указывает, что по демографическим причинам Оттоманская империя в то время не могла выставить более 80 тыс. боеспособных солдат.

- Леонард обвиняет венецианцев в том, что идея с перетаскиванием волоком кораблей по холмам Пэры была подсказана султану их агентами. Известно, что, несмотря на свою более чем 300-летнюю вражду с турками, венецианцы имели исключительное право торговли во всех городах турецкого побережья, в то время как Генуя имела право беспошлинной торговли только в Константинополе;

- Затмение Луны, так опечалившее защитников города и истолкованное советниками султана как благоприятное, было 24 мая;

- По традиции на турецком флаге изображен месяц со звездой меж его рогов, причем лунный серп соответствует ущербной, а не молодой луне, ибо именно при этой фазе султан будто бы вступил в город. В действительности же луна в тот день была еще в третьей четверти;

- Мехмед Фатих въехал в город на белой кобыле;

- Источники расходятся относительно тяжести ранения Джованни Джустиниани (Лонго). Франдзнс говорит, что он был ранен в ногу, Халкокондилас — в руку, Леонард Хиосский утверждает, что в его подмышку попала стрела, а Критовул — что в нагрудные доспехи Джустиниани ударило ядро. Вероятно, у него было тяжелое телесное повреждение. Настроенный враждебно ко всем генуэзцам Барбаро вообще не упоминает о ранении и просто заявляет, что Джустиниани дезертировал со своего поста. В остальном все источники поразительно сходятся.

- Согласно «Славянской летописи», голова Константина была похоронена под алтарем храма св. Софии, а тело — в Пере. «Польский янычар» утверждает, что голова императора была опознана крестьянином по имени Андрей;

- Церковь. св. Марии Монгольской турки по традиции называют Кан Килисе, т. е. «Церковь на крови», поскольку но улице мимо нее с высот Петры текли потоки крови;

- Археологические данные свидетельствуют о том, что монастырь Пантократора был разграблен, а затем превращен в место постоя солдат;

- Возможно, что опала Нотара и его гибель как-то связаны с судьбой Халиля; Ашикпашазаде утверждает, что Нотарас подкупил Халиля, послав ему деньги, спрятанные в чреве рыбы. Нотарас и Халиль, безусловно, были в хороших отношениях;

- Есть пословица: "Если Аллах гневается на людей, он насылает на них турок"

Спасибо: 0 
Профиль
принц Орхан

Возраст: 45 лет
претендент на трон

Свой среди чужих,
чужой среди своих






Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.11 23:17. Заголовок: Немного об "эпох..


Немного об "эпохе тюльпанов" - будущее, но не столь уж далекое.


 цитата:
Символом эпохи стал один из самых популярных на Востоке цветков — тюльпан. В Персии, где его нежную прелесть оценили впервые, этот цветок называли «дюльбаш» — за его сходство с турецкой чалмой. (Отсюда произошло и слово «тюрбан».) Турки же называли его «ляле», что было созвучно имени Бога — «Аллах» и добавляло цветку некий сакральный оттенок. В Стамбуле ежегодно справлялся праздник тюльпанов. Особенно торжественно его праздновали в султанском дворце, который в этот день принимал феерический вид.

Все сады его и залы украшались бесчисленным множеством причудливо развешанных разноцветных фонариков в форме тюльпанов. Их зажигали вечером, и они сияли тысячами огоньков. На дорожки садов, окружавших дворец, и на траву лужаек выпускали черепах, на панцирях которых были укреплены небольшие масляные светильники. Зрелище казалось волшебным и сказочным.
Дорожки садов устилались драгоценными пестрыми коврами. В воздухе разливался запах благовоний. На самых видных местах размещались композиции из наиболее изысканных, красивых и редких видов тюльпанов, удивительная форма и неповторимые цвета которых должны были вызывать восхищение и восторг. В потайных уголках сада всю ночь звучали мотивы, которые исполняли небольшие оркестры.




Спасибо: 0 
Профиль
Мехмед Фатих

Возраст: 21 год
султан османов

И чертог, и престол
и величье царей — не навечно






Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.11 21:26. Заголовок: Мне в этом, в однобо..


Мне в этом, в однобортном? Да знаете ли вы, что в однобортном уже никто не воюет?(с)

В общем, кафтан имени меня.


    А тут всякое аналогичное для разных родственников.


Спасибо: 0 
Профиль
Мехмед Фатих

Возраст: 21 год
султан османов

И чертог, и престол
и величье царей — не навечно






Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.11 23:03. Заголовок: Обратно, чтоб не рас..


Обратно, чтоб не расслаблялись.


 цитата:
... провинившегося не мог спасти ни высокий пост, ни знатное происхождение. Однако пост и происхождение имели значение уже после казни, когда решалось, на каком подносе, серебряном или деревянном, выставить голову казненного, которому, конечно же, было безразлично это решение. Склонность османской государственной системы к строгой регламентации отразилась даже на обхождении с отрубленными головами сановников.

Так, самое привилегированное положение было у головы великого везира - ей полагалось серебряное блюдо и место на мраморной колонне у дворцовых ворот. Голова менее крупного сановника выставлялась на деревянной тарелке, а уж головы рядовых проштрафившихся и безвинно казненных чиновников укладывались без всяких подставок, прямо на землю у стен дворца.



Спасибо: 0 
Профиль
Франческо ди Пацци

Возраст: 33 года
агент Папского легата

Предай их всех, останься верен себе





Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.11 00:47. Заголовок: Коллегам латинянам..



Коллегам латинянам)

Небольшая заметка с иллюстрациями о жестах Ренессанса

Да и само сообщество любопытное.



Спасибо: 2 
Профиль
кардинал Исидор

Возраст: 73 года
легат Папы Римского

Dominus pa­scit me





Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.12 03:14. Заголовок: Репродукции с картин..


Репродукции с картин примерно совпадающих по времени.

Итальянская женская мода:



Спасибо: 1 
Профиль
кардинал Исидор

Возраст: 73 года
легат Папы Римского

Dominus pa­scit me





Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.12 03:15. Заголовок: Бургундская мода: h..


Бургундская мода:



Спасибо: 1 
Профиль
кардинал Исидор

Возраст: 73 года
легат Папы Римского

Dominus pa­scit me





Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.12 03:16. Заголовок: http://www.siue.edu/..






Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Сегодня взято в плен: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Наши друзья:

Рекламные объявления форумных литературных ролевых игр Borgia Французский роман плаща и шпаги Именем Короля - ролевая игра Соколиное знамя - ролевая игра Последние из Валуа - ролевая игра Каталог ФРИ - обсуждения, помощь, общение

Underdark Персия AD LIBITUM [ Сверхъестественное]