АвторСообщение
Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 20:43. Заголовок: Османская армия XV - XVII веков


Небольшой словарик

Сводка.
Прежде всего стоит понять одну важную вещь: на момент взятия Константинополя в Османской империи практически отсутствовало наследственное землевладение. Темельный участок, лен (тимар) давался исключительно за службу в армии; увольняясь со службы, землевладелец терял землю как средство дохода. Это касалось абсолютно всех должностей, включая и Великого Визира.
Таким образом, армия разделялась на профессиональную - чьей наградой был надел, и служащие которой освобождены были от налогов в мирное время, и иррегулярную, призывную.


Классическое османское войско (сейифийе) включало в себя три основных компонента (не считая флота): милиционные провинциальные войска (эялет аскерлери); постоянное султанское войско (капыкулу аскерлери), а также вспомогательные и обслуживающие части. Первые включали в себя прежде всего конные отряды тимариотов, а также ерлыкулу пия-деси - пехоту из числа азапов и яя ве мюселлем. К вспомогательным войскам к этому времени относились акынджи, юрюки, а также отряды, выставляемые христианскими вассалами султана (войнуки, мартолозы и пр.). Такая армия в целом соответствовала потребностям и возможностям развивающегося многоукладного османского государства и общества, где крепнувшая центральная власть, приобретавшая все более и более деспотический характер, сосуществовала с элементами местного самоуправления.


С появлением огнестрельного оружия появился еще один род войск, вольнонаемные пехотинцы, отдаленный аналог мушкетеров, которые имели право сдавать свои участки земли внаем, а сами записывались в армию, где получали очень приличное жалование.
Османы достаточно рано и активно включились в процессы совершенствования военного дела, связанные с появлением пороха и огнестрельного оружия. На вооружении турецкого войска пушки появились уже в 60-х гг. XIV в., т.е. всего лишь на 30 лет позднее, чем в Западной Европе. В XV в. артиллерия используется османами на полях сражений повсеместно, а в конце XV – начале XVI вв. в их военную практику быстро вводится ручное огнестрельное оружие. Внедрение пороха и огнестрельного оружия ускорило приход перемен в военном деле Османской империи.
По поводу того, откуда османы переняли технологии изготовления оружия и пороха, нет единого мнения. Однозначно одно: если при Орхане и Мураде I (1326—1389) султан мог выставить в поле не более 50 тыс. воинов, то спустя же сто лет в поход выступали до 100 тыс. бойцов, а к середине XVI столетия их количество перевалило за 150 тыс. К этому необходимо добавить также и быстрый рост численности личного состава артиллерийского корпуса (включавшего в себя артиллеристов-топчу, фурлейтов (солдаты-погонщики при военных фурах) - топ арабаджи и оружейников-джебеджи).

Однако, основу армии на тот момент все еще составляли пехота и конница.

Пехота у османов была представлена:

Легкая пехота:

Азапы (азебы) - иррегулярными вспомогательными войсками, набираемыми из числа свободных общинников, в основном, из анатолийских турок.
Делились на подразделения — орта; под началом командующего азапами — азеблер агасы — находились секретарь и другие низшие чины. В военных действиях участвовали под командованием бейлербея.
Однако этого, видимо, оказалось недостаточно, и затем, согласно сообщениям турецких хроник, в 1329 г. старший брат второго османского правителя Орхана, Алаэддин, занимавший пост везиря, сформировал поселенное войско (яя ве мюселлем). Это войско состояло из организованных по десятичному принципу отрядов пехоты (яя) и конницы (мюселлем).
В военное время выступали в поход по повелению правителя и получавшие, помимо военной добычи, еще и жалование из казны в размере 1 акче в день. Эти полупрофессиональные воины считались приближенными бея, своего рода его гвардией, и служба в рядах этих войск считалась весьма почетной и выгодной.

Тяжелая пехота:

Янычары стали едва ли не самым известным столпом османской военной машины, ее символом. Их создателем считается внук Османа Мурад I (1362-1389 гг.), который при помощи кади Биледжика Кара Халила сформировал первую тысячу «нового войска» – янычар. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет (албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, русские), впоследствии воспитанных в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Однако, турки никогда не опирались на тяжелую пехоту, оснащенную главным образом древковым оружием (по типу швейцарцев или ландскнехтов), что являлось характерной чертой ренессансной военной школы. Во всяком случае, в ходе кампании 1532 г. из 10 тыс. янычар 9 тыс. были вооружены тюфенгами, и только 1 тыс. – древковым оружием [Ágoston, 2005, с. 24]. Весьма примечательное соотношение – в Европе в то время оно было практически обратным.

Тюфенга, ручница — дульнозарядное ружьё, раннее европейское ручное гладкоствольное огнестрельное оружие. Масса до 8 кг, прицельная дальность стрельбы до 150 м. Французские кулеврины 14—16 веков имели длину 1,2—2,4 м, весили 5—28 кг. Ручницы гуситов XV века имели короткий железный кованый восьмигранный ствол калибра 26—33 мм на примитивном ложе.

Янычары представляли весьма серьезную силу, тем более что в последующем отряды янычар были дополнены подразделениями конных воинов-сипахи (алты бёлюк халкы), артиллеристов (топчу оджагы), оружейников-джебеджи и обслуживающего персонала, образовав корпус капыкулу – султанской гвардии, постоянного войска, полностью находившегося на содержании султана. В отличие от яя, янычары считались собственностью султана, поскольку по своему социальному статусу являлись рабами. Отсюда и название гвардейского корпуса, в который янычары вошли как составная часть – капыкулу, букв. «рабы двора».
Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из наиболее тяжелых повинностей немусульманского населения империи, поскольку позволял властям отобрать и включить на службу наиболее физически и интеллектуально развитых юношей, тем самым ослабив покоренные народы.
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнорядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары.
От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию.
Статья по сабжу

========================================

Конница:

Легкая конница, иррегулярные войска:

Акынджи (тур. akıncı — «совершающий набег, разбойничье нападение») — иррегулярная турецкая легкая конница. Когда-то составляла основу турецкой армии, но в ходе стычек с Византийцами, и особенно - с распространением огнестрельного оружия стало очевидно, что она потеряла свое значение.
Использовались для разведки и отдельных операций с целью грабежа и устрашения населения на маршрутах движения армии султана во время войны. В качестве добровольцев привлекались султанами к участию в военных кампаниях, получая в качестве платы трофеи. В мирное время постоянно совершали опустошающие набеги на земли, которые намеревались противостоять султану. Их численность достигала нескольких десятков тысяч.

Тимариоты или Тимарлы (тур. timarlı) — иррегулярное кавалерийское ополчение, собираемое военными властями Османской империи из держателей земельных наделов — тимаров. Тимариоты были обязаны служить в действующей армии (во время походов), а также участвовать в карательных акциях против выступлений и преступности, за что в мирное время получали доход со своего тимара.
Система тимаров унаследовала многие черты византийской пронии и появилась при султане Орхане I (1326—1359), награждавшем пожалованиями отличившихся воинов. Тимариоты объединялись в полки (тур. alay) и дивизии (санджаки, дословно — знамена). Общее руководство армией осуществлял бейлербей.

Тяжелая конница:

Сипахи (спахи, спахии во французской транслитерации) — разновидность турецкой тяжелой кавалерии. Наряду с янычарами вплоть до середины XVIII века были основным военным подразделением, используемым в Османской империи. Название происходит от персидского سپاه (sepâh, армия), алты бёлюк халкы.
Поначалу сипахи были тяжеловооружёнными всадниками на бронированных конях, вооружённые ударным оружием (как правило, булавами). Начиная с XV века турки использовали порох и огнестрельное оружие в конных войсках. Качество вооружения воина-сипаха зависело от размера и богатства его имения-тимара.
Хотя европейская пехота с легкостью справлялась со стандартной пехотой Оттоманской Порты, даже с янычарами, сипахи в любом случае значительно превосходили средневековых рыцарей и европейскую кавалерию начала Нового времени.
Во время мобилизации каждый десятый сипах оставался дома для поддержания внутреннего порядка в империи. Остальные распределялись по полкам-алаям под командованием командиров-церибашей (ceribasi), субашей (subasi) и офицеров-алайбеев (alay bey).
=======================================

Об артиллерии уже было сказано выше. Процесс освоения технологии производства артиллерийских орудий, пороха и выработка навыков обращение с новой техникой занял у османов порядка 30 лет и уже в конце XIV в., в 1394 г. они использовали артиллерию в осадной войне. В 1422 г. османская артиллерия в полный голос заявила о себе во время предпринятой Мурадом II осады Константинополя, а в 1444 г. османы впервые использовали пушки для стрельбы не только по городам, но и по движущимся мишеням – по христианским кораблям, которые попытались воспрепятствовать переброске султанских войск через Дарданеллы.

И это было только начало. Османские военачальники оценили те перспективы, которые раскрывались перед ними с появлением артиллерии. Превосходно овладев искусством применения артиллерии как в полевых сражениях, так и при осадах, турки уделяли для своего времени чрезвычайно большое внимание развитию как полевой, так и осадной артиллерии.

Еще одним отличием турецкой армии было централизованное обеспечение армии крупными партиями более или менее однообразного ручного огнестрельного оружия, артиллерии и амуниции в Стамбуле были построены две крупных мастерских, Топхане и Джебхане, работавших на султанские арсеналы. Ничего подобного в Европе в это время мы не встретим. Точно также значительно раньше, чем европейцы, турки обзавелись корпусом пушкарей-профессионалов – названных выше топчу, а также отрядами профессиональных фурлейтов – топ-арабаджи. Мобильная полевая артиллерия была с успехом использована турками за 20 лет до того, как французский король Карл VIII отправился в свой знаменитый Итальянский поход в 1494 г.

Османские хроники сообщали, что ручницы-тюфенги появились на вооружении турецкой пехоты еще в 1421 г., и даже если предположить, что это преувеличение, тем не менее, необходимо признать, что, начиная с середины XV в., турки все шире и шире использовали ручное огнестрельное оружие – сначала при обороне крепостей, а затем и в полевых сражениях.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 15 [только новые]


Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 20:45. Заголовок: Взял Отсюда Вопреки..


Взял Отсюда, читать необязательно.

Открыть


Спасибо: 0 
Профиль
Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 21:44. Заголовок: Капыкулу с самого на..


Капыкулу с самого начала полностью находились на содержании султанской казны и долгое время вели образ жизни, схожий с монашеским. Главная цель их жизни – война против неверных, а основное занятие (на первых порах) – военные упражнения. Вышколенные бойцы-профессионалы, отличавшиеся отменной дисциплиной, преданностью султану и религиозным фанатизмом, воины корпуса капыкулу быстро превратились в главную ударную силу османского войска и верную опору султана. Заслуживает внимания тот факт, что султаны обзавелись постоянной армией с очевидными признаками регулярства, а именно таковыми и были воины капыкулу, на столетия раньше, чем это было сделано в Европе.

Таким образом, к середине XV столетия османская военная машина приобрела в целом законченный вид, в котором она и просуществует следующие без малого двести лет. Она включала в себя, помимо корпуса капыкулу и тимариотской милиции, полупрофессиональное пешее и конное поселенное войско (яя ве мюселлем), отряды конных добровольцев-акынджи, дружины уджбеев, пешее ополчение – азапов, отряды кочевников-юрюков и воинские контингенты, выставляемые христианскими вассалами султана – войнуки, мартолозы и пр. Такая армия в целом соответствовала потребностям и возможностям развивающегося многоукладного османского государства и общества, где крепнувшая центральная власть, приобретавшая все более и более деспотический характер, сосуществовала с элементами местного самоуправления [См., например: Зеленев, 2003, с 268].

Открыть


Спасибо: 0 
Профиль
Admin
рука Аллаха





Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 22:59. Заголовок: Воинские звания и до..


Воинские звания и должности:

Сипахи:

Бейлерсбей – означает “ бей бейов”, управитель бейлербейства.
Санджак бей – командир санджака.
Алайбей – офицер, командир алая/полковник/ тимариотов. В подчинении санджакбея.
Субашия – помошник алайбея.
Сердар – офицер командующий янычарским подразделением.
Забит – офицер


Янычары:
Ага янычаров – главнокомндующий корпуса, генерал.
Баш чауш ага – первый офицер при ага янычаров.
Оджабаши – второй офицер при ага янычаров.
Бюлюкбаши – командир бюлюка. Бюлюк буквально означает "дружина", "группа".
Алемдар – знаменосец.
Кетхуда йери – янычарский военачальник представляющий провинциальных янычаров.
Чорбаджи – командир орта, роты.
Баше – титул рядового янычара.
Ешкинджи – тоже рядовой янычара.
Отурак– янычар, который, не изполняет воинские обязаности по инвалидности.
Аджеми-оглан – мальчик, взятый из христианской семьи, и отданный в корпус янычар.

Другие:

Онбаши - десятник
Юзбаши - сотник
Инбаши - полковник.
Паша - высшая должность, генерал
Гуреби – название фланговых отрядов султанской гвардии. Левый фланг назвался "гуреби йесар", а правый "гуреби йемин".
Делели – наемники охраняющие пашей, управителей провинции.
Делил-баши – командир делеле.
Джебеджии – военные оружейники. "Джебе" буквально кольчуга.
Диздар – комендант крепости. Вариант - мухафз.
Капудан паша – адмирал
Капуджибашия – командир дворцовой стражи.
Капуджалер кетхудас – помошник Капуджибашия
Кара кулаг – адютан паши.
Мюселик – рядовой ополчения
Мютеферика – дворцовой офицер для особых поручений.
Арабадж-баши – командир обоза.
Сераскер – главнокумандуюший
Сеферли – войн из дворцовых отрядов.
Хасеки – гвардеец
Яябашия – командир пехотного подразделения.
Яя – пехотинец

Должности:

Нишанджи-бей – проставляющий печать на указах султана
Чухадар-бей – постельничий султана
Дюбендар-бей – хранитель верхней одежды султана
Рикябдар-бей – стремянный
Чамашир-баши – хранитель белья султана
Бербер-баши – брадобрей султана
Ибтыктар-баши – держатель тазика для умывания султана
Пешкирджи-баши – держатель полотенца
Шербеджи-баши – главный виночерпий
Софраджи-баши – тот, кто накрывает на стол
Тирмукджи-баши – стригущий ногти султана (это не шутка)


Понятия:
Капыкуллары - «рабы султана» в Османской империи. Слуги, присягнувшие лично султану при Османах. Их должности были связаны с престижем и богатством (например, должность великого визиря). См.: дервширме, янычары.

Гази (арабск.-турецк.) - участник газавата - войны с «неверными». Может использоваться по обращению к любому ветерану армии, в знак уважения.

Девширме - рекрутская система османской армии, "дань детьми" от покоренных славянских народов. В основном, эти мальчики попадали в янычары.

Джихад (арабск., турецк.: джихат) - «самоотверженность во славу Бога». В более узком - и не совсем правильном - значении это слово известно сегодня как «священная война» или «война против неверных».




Спасибо: 0 
Профиль
принц Орхан

Возраст: 45 лет
претендент на трон

Свой среди чужих,
чужой среди своих






Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.10 20:50. Заголовок: Нашел, как мне кажет..

Спасибо: 0 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 01:50. Заголовок: Ну, как говорится, к..


Ну, как говорится, кто как не я, самая страшная из присутствующих здесь дам... в смысле - как командир корпуса.
Нашел книжку с картинками. Детский сад, наверное, но хоть что-то.
Названия тоже немного отличаются от привычных.

Вот как раз к вопросу о старших офицерах
<\/u><\/a> <\/u><\/a>

Картина № 1 - старшие офицеры корпуса.

1. Уста, XVII-XVIII вв.
Униформа янычарских офицеров была зачастую весьма красива. Подобные образцы, захваченные в свое время у османов, можно найти в центральных европейских музеях. Данная униформа была не парадной, а боевой (красиво жить не запретишь). В дополнение к обычной янычарской шапке бёрк, снабженной плюмажем, этот уста носит плащ из крашеной кожи с тиснением, который соответствует его высокому статусу. Вероятно, этот тип одежды происходит от кожаной рубахи, которую носили повара. Это лишний раз может подтверждать «кулинарную» версию происхождения многих янычарских чинов. Под плащом надет кожаный фартук с латунной бахромой.

2. Башчавуш, ХVI-XVIII вв.
Открыть


3. Кетюда-бей
Белая ткань янычарской шапки бёрк этого офицера повернута набок и заколота держателем плюмажа (в народе это называется эгрет). Последний, возможно, являлся наградой за отвагу. Одет он в отороченный мехом теннуре — одежду, первоначально связанную с дервишами. Под него надето короткое платье с модными в ту эпоху рукавами с буфами и длинная хлопчатобумажная рубаха гёмлек. Как старший офицер, несущий службу во дворце, он имеет право носить туфли не красного, а желтого цвета.

Картина №2, интересует фигура №1.
Да, да, вы угадали. Официальное облачение янычар-ага, или, как здесь его называют, енычеры агасы.
Официальный костюм енычеры агасы был более простым по сравнению с одеяниями подчиненных ему офицеров, хотя его качество было великолепным. Он отличался обилием дорогого меха и большими размерами тюрбана. Детали оружия были выполнены из драгоценных материалов, а само оно богато орнаментировано (в данном случае часть его вооружения держит помощник). Покрытая эмалью и позолотой булава была чисто символическим оружием. Она указывала на ранг аги. Золоченый медный шлем джиджик (шишак) также едва ли предназначался для сражений.

Спасибо: 0 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 01:59. Заголовок: Младшие офицеры корп..


Младшие офицеры корпуса янычар и "замполитрам" - бекташи


<\/u><\/a> <\/u><\/a>

МЛАДШИЕ ОФИЦЕРЫ ЯНЫЧАР
Открыть


Бекташи

1. Имам орты
На религию в оджаке обращали большое внимание. При этом отправление культа было лишено излишней помпы. В этом отношении янычары были значительно ближе протестантскому Северу, чем католическому Югу Европы. Это отразилось и в одежде, которую носил старший имам янычар, а также имамы отдельных орт. О сакральности должности этого имама свидетельствуют только простая зеленая
шапка-кюлях с небольшим тюрбаном и, возможно, борода. Коран хранился в полотняном чехле и кожаной сумке.

2. Дервиш бекташи
Если проповеди ортодоксальных имамов казались некоторым солдатам слишком заумными, то они могли обратиться к дервишам бекташи, тесно связанным с оджаком. Их религия была более мистической, а иногда и несколько грубоватой, и не требовала большого умственного напряжения. По сравнению с пуританским одеянием официального имама, наряд этого бекташи украшен почти всеми символическими предметами, связанными с этой сектой: жилет женского покроя; бычий рог на кожаном ремешке; кожаная плетеная уздечка, заткнутая за кушак; четки из 100 деревянных бусин; теслим таши — «камень отказа» из белого алебастра с 12 желобами и 12 лучами; пояс-веревка из белой шерсти и топор, на лопасти которого выгравировано изречение из Корана и религиозная поэма.

3. Куллук из состава эллиалти нефери — патрульный 56-й орты, XVIII в.
Открыть



Спасибо: 0 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 04:41. Заголовок: Сам себя не похвалиш..


Сам себя не похвалишь...
Енычеры агасы (янычар ага) был очень влиятельной фигурой, и даже Великий Визир не мог отдавать приказы непосредственно ему: все распоряжения должны были идти только через султана. С другой стороны, енычеры агасы был обязан консультироваться с Диваном в тех вопросах, которые касались оджака. В состав дивана, кроме самого енычеры агасы, входили кул кахьяси и секбанбаши, которые командовали подразделениями бостанджи и секбан соответственно, а также командиры 3 элитных «охотничьих» орт (загарджибаши, самсунджуибаши и турнаджибаши). В совет, вероятно, входил и старший офицер янычарского оджака — башчавуш.
В янычарском оджаке также была разработана своя собственная система флагов и символов. В этом деле янычары сильно отличались от своих европейских оппонентов. Главный янычарский байрак, или знамя, назывался имам азам. Он представлял из себя полотнище из белого шелка с надписью: «Мы приносим тебе победу — блестящую победу! Бог помогает нам, и помощь Его действенна. О, Мухаммед, радостную весть принес ты истинным верующим». Согласно традиции, Орхан вручил первым янычарским подразделениям красное знамя с белым полумесяцем. Белая звезда, которая наряду с полумесяцем присутствует на современном турецком флаге, была добавлена только после завоевания Константинополя-Стамбула. Другими символами, использовавшимися на османских знаменах, были солнце, звезды, кинжал, геометрические мотивы, «рука Фатимы» и Зуль Факар — «меч Али» с раздвоенным концом. Весьма интересным по своему характеру был туг (бунчук) — турецкий штандарт, сделанный из конского хвоста. Его несли в дне пути перед основной османской армией.
Наиболее известным и необычным из всех янычарских символов был казан — большой медный котел для приготовления пищи. Каждая орта имела свой собственный казан, который считался самым ценным ее сокровищем. В казане готовился пилав (плов) из жареного булгара (пшеницы), и весь личный состав подразделения раз в день собирался вокруг него для принятия пищи. Когда казан проносили на параде, все солдаты и офицеры сохраняли почтительное молчание. Опрокидывание казана было символом мятежа и неповиновения, а место рядом с ним расценивалось как священное убежище. В бою казан служил местом сбора орты при возникновении сложной ситуации. В случае утери казана офицеров, отвечавших за него, ожидало разжалование и бесчестие, а вся орта лишалась права маршировать на параде.


Спасибо: 0 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 04:54. Заголовок: УНИФОРМА И ВООРУЖЕНИ..


УНИФОРМА И ВООРУЖЕНИЕ

Костюм османского воина базировался скорее на иранских традициях, чем на арабских. С XV по нач. XIX в. он не претерпел практически никаких изменений. Каждая социальная, этническая, религиозная, гражданская или военная группа имела свой собственный тип одежды. Важным показателем статуса был головной убор. Бертрандон де ля Брокьер, знатный бургундец, посетивший Турцию в нач. XV в., писал, что османский костюм составляли следующие элементы: « ...две или три тонких хлопковых рубахи, достигавших лодыжек и надетых одна поверх другой. В качестве верхней одежды они носят войлочную робу, называемую капинат (тур. капанич). Он легкий и почти не пропускает воды... Они носят сапоги до колен и широкие шаровары... в которые они заправляют всю свою одежду, так чтобы она не мешала им во время сражения, путешествия или во время занятия другими делами».
Материалом для униформы янычар служила в основном шерсть. Ткань изготавливали еврейские ткачи в Фессалониках. Главным элементом униформы были головные уборы — бёрк или юскюф, в которых отразилось влияние, оказанное дервишами на создание янычарского корпуса. Спереди на головной убор крепилась простая деревянная ложка, которая выполняла роль кокарды. Это является еще одним свидетельством того, насколько сильна была «кухонная» тема в символике оджака. Одежды старших офицеров были оторочены мехом. Предпочтение отдавалось лисе, белке, горностаю, соболю, рыси и кунице. Сапоги шились из красной кожи, однако старшие офицеры и солдаты привилегированных подразделений носили обувь желтого цвета. Ремни и кушаки также указывали на статус своего владельца: у бостанджи для низших четырех рангов они изготавливались из грубой ткани (для 1-го ранга — синего цвета, для 2-го — белого, для 3-го — желтого, для 4-го — сине-белого), для 5-го ранга — из тонкой белой ткани, для 6-го — из белого шелка, для 7-го — из тонкой черной ткани и для 8-го и 9-го рангов — из черного шелка. Османы могли использовать трофейное оружие, но империя также импортировала много снаряжения из Европы. Усилия римского папы, направленные на прекращение этой торговли, провалились даже в католической Италии.
Ранние янычары иногда носили полный комплект доспехов. Это продолжали делать на протяжении столетий при штурмах укреплений. Но к XV в. защитные доспехи османской конницы уже сильно отличались от доспехов пехоты. И в настоящее время многие образцы, считающиеся «янычарскими», на самом деле относятся к кавалерии сипахи. В мирное время янычары не снабжались тяжелым вооружением — все оно было складировано в джебехане (арсеналы). В начале военной кампании солдаты просто выбирали себе оружие, которое считали наиболее подходящим.

ТАКТИКА
Османская армия начинала движение на рассвете. В полдень она останавливалась и разбивала лагерь. Обычно вперед высылался на разведку отряд легкой конницы. За ним следовал авангард из элитной конницы, а после этого шли главные силы — пехота, артиллерия и т. д. Фланги прикрывались основными кавалерийскими силами. В арьергарде следовал обоз. Каждая янычарская орта имела в походе свой шатер, украшенный той же эмблемой, что и казарма в постоянном месте дислокации. Можно предположить, что своя палатка для ночевки была и у каждого отделения. Шатры использовались также во время редких зимних кампаний.
За полчаса до захода солнца имамы орт проводили в лагере молитву для всего войска. Затем выстрелом из пушки подавался сигнал, и войска должны были пожелать удачи и здоровья султану, командующему и офицерам. На ночь вокруг лагеря выставлялись посты. Бертрандон де ла Брокьер в нач. XV в. таким образом описывал турецкие силы, покидавшие свой лагерь для встречи с врагом: «Когда они были готовы и знали, где находятся христиане... они быстро покидали свой лагерь и делали это так тихо, что сотня вооруженных христиан произвела бы больше шума, чем десять тысяч турок. Единственное, что они делали громко, так это били в большой барабан. Часть из них выстраивалась во фронт, остальные разбивались по линиям, не нарушая порядка». В XV в. османские силы выглядели предпочтительнее по сравнению с христианами и в случае неудачного исхода битвы. После поражения рассеянное турецкое войско вновь собиралось, в то время как христианские противники в подобной ситуации норовили просто разойтись по домам. Тактика османов находилась в состоянии постоянного развития, однако некоторые характерные ее черты оставались неизменными.

**********************************************

Мурад I ввел для янычарского корпуса 16 правил:
- полное подчинение офицерам;
- единство целей;
- строгое военное поведение;
- отказ от чрезмерной роскоши и чрезмерного воздержания;
- уважение к кодексу бекташи;
- прием только лучших новобранцев;
- особый способ смертной казни;
- право наказания только собственным офицером;
- продвижение по службе в зависимости от выслуги лет;
- забота о подчиненных;
- запрет ношения бороды для простых солдат;
- запрет женитьбы до выхода в отставку;
- проживание только в казармах;
- запрет побочных занятий;
- непрерывная военная подготовка;
- полный запрет алкоголя и азартных игр.
Наказания варьировались от отправки на кухню до заключения в дарданелльские крепости.
Самым распространенным наказанием была фалака — палочные удары по подошвам ног. После любого наказания тот, кто ему подвергся, был обязан поцеловать руку офицеру. Это был знак возвращения к дисциплине. Наказания для офицеров варьировались от понижения в должности до изгнания и смертной казни. Во время похода дисциплина была еще строже. Каралось любое нанесение ущерба чьей-либо собственности, причем пострадавшим выплачивалась компенсация. Дезертирство в военное время каралось смертной казнью через удушение. Тело казненного помещалось в мешок с грузом и сбрасывалось в море или в озеро. Это делалось ночью, чтобы избежать публичного позора.
Янычары получали свою улюфе, или зарплату, три или четыре раза в год. Зачастую день выплат приурочивали к визиту иностранных сановников, чтобы еще раз продемонстрировать дисциплинированность янычар. За отличную службу выплачивались премии. Дополнительные деньги (равно как и медали) получали уцелевшие бойцы подразделений серденгечти и дал килич («обнаженные сабли»). В сер. XV в. простым янычарам выплачивалась относительно небольшая сумма денег. Однако они вдобавок получали достаточное количество голубой ткани на пошив шаровар, большой отрез льна, новое шерстяное платье, новую рубашку и деньги на покупку луков, стрел и чистых воротничков. С учетом всего этого расходы на оджак составляли 10% всех военных расходов. Последние, в свою очередь, во времена Мехмета Завоевателя составляли 15% от ежегодных доходов империи.
Жили янычары в определенной изолированности от внешнего мира. Казармы состояли из нескольких од (комнат), каждая из которых предназначалась для одного подразделения орты. Элитные подразделения размещались в нижних помещениях дворца Топкапы. Более простые казармы представляли собой большое здание, в котором размещались кухня, арсенал и спальные помещения. Двери были украшены эмблемой орты.

В целом солдаты Османской империи были более выносливы и неприхотливы, чем их европейские противники. Это отмечал и Бертрандон де ля Брокьер: «Они усердны и встают рано утром. Они умеренны в дороге, довольствуясь скудной пищей, небольшим количеством плохо пропеченного хлеба и сырого мяса, слегка подвяленного на солнце, или свернувшимся либо приготовленным иным способом молоком, сыром, или медом, или виноградом, или спаржой, или пригоршней муки, из которой они на день готовят похлебку для шести или восьми человек».

Главным отличием учения бекташи от ортодоксального суннитского ислама была их вера в то, что, строго говоря, ни одна религия не является истинной. Некоторые дервиши-проповедники утверждали, что христиане и евреи вовсе не являются «неверными». Встречались среди них и такие, у которых были последователи-христиане.

Спасибо: 0 
Профиль
Истамбул
будущее города





Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 21:01. Заголовок: Раз уж зашло к слову..


Раз уж зашло к слову...

Все мы знаем, что ислам запрещает повреждать свое тело татуировками, пирсингом и тому подобным. Но янычары были не просто воинами ислама, они унаследовали от римских легионеров обычай выбивать на плече знаки, обозначающие их подразделение.
Некоторые из них - пушки, мечи - явно читаемы, некоторые у меня вызывают улыбку.
Сердечко, например.
Но факт остается фактом: янычары имели татуировки, и вот образцы:

Открыть


Спасибо: 0 
Профиль
Фома Палеолог

Возраст: 33 года
князь Ахеи

Будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби






Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 14:02. Заголовок: Вот так или примерно..


Вот так или примерно так мог выглядеть шатер любого из знатных турок.
Этот принадлежал Великому визирю через сто лет после описываемых событий.

<\/u><\/a>

<\/u><\/a> <\/u><\/a>

Мне сеточка на окне очень нравится. Не противомоскитная, но все же.

Спасибо: 0 
Профиль
Фома Палеолог

Возраст: 33 года
князь Ахеи

Будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби






Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 14:07. Заголовок: Образцы оружия осман..


Образцы оружия османской армии, выставленные в музее Вены.

<\/u><\/a>

Очень интересная форма луков.
Сабли явно более поздние, особенно те, что справа.

Спасибо: 0 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 08:50. Заголовок: * пытается перестать..


* пытается перестать пускать пену изо рта *

Нет, я понимаю, что это никому не нужно. Но, в конце концов, это нужно мне!
Я Визирь или не визирь?

Янычарская шапка, потрясающий современный (XV век) турецкий шлем и полный кольчужный доспех всадника.




Спасибо: 1 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 09:05. Заголовок: Бектеры http://i073..


Бектеры



Спасибо: 1 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 09:25. Заголовок: The Metropolitan Mus..


The Metropolitan Museum of Art
1. Сирия или Египет, ~1500 год. (оригинал)
2. Османский шлем, 16 век, но по факту, такие уже умели делать (оригинал)
3. Османский шишак, пишут 1560 год, но что-то мне он кажется больше похожим на рекон



Спасибо: 1 
Профиль
Заганос-паша

Возраст: 37 лет
янычар—ага

Кольчуга ли спасет
от стрел разящих рока?





Репутация: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 09:31. Заголовок: http://s011.radikal...






Спасибо: 1 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Сегодня взято в плен: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Наши друзья:

Рекламные объявления форумных литературных ролевых игр Borgia Французский роман плаща и шпаги Именем Короля - ролевая игра Соколиное знамя - ролевая игра Последние из Валуа - ролевая игра Каталог ФРИ - обсуждения, помощь, общение

Underdark Персия AD LIBITUM [ Сверхъестественное]